Вверх
>>

10 основных социальных причин задержки речи у детей и что делать родителям?

В наши дни все больше родителей сталкиваются с проблемой задержки речи у своих детей. Многие дети не начинают говорить до 3-5 лет, что некоторые родители ошибочно считают нормой, уверенные, что со временем ребенок сам начнет говорить. В современных условиях большинству детей необходима специальная помощь в стимуляции речи.

Мы рассмотрим социальные причины этого явления и пути его решения. Если ребенок не говорит в 2 года, и у него в речи нет простых предложений, то родители должны понимать, что это серьезная проблема. Ждать и верить в то, что ребенок заговорит в три, четыре, пять лет – это только упускать время для оказания помощи малышу. Бездействие или неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после шести лет уже невозможно исправить.

10 основных социальных причин задержки речи

  1. Плохая экология и продукты питания. Современные условия жизни, включая загрязнение окружающей среды и продукты питания с высоким содержанием химических добавок, негативно влияют на развитие ребенка, включая развитие речи. 

  2. Отсутствие больших семей и коллективизма. Раньше дети часто росли в больших семьях, окруженные множеством родственников и друзей, что способствовало активному общению и развитию речи. Сегодня многие дети растут в маленьких семьях, в относительной изоляции от большого количества людей. Чаще всего общение ребенка ограничивается общением с мамой, а этого очень мало для полноценного развития речи.

  3. Отсутствие дворовых игр и движения. Современные дети проводят меньше времени на улице, играя в активные игры и общаясь с другими детьми. Вместо этого они часто остаются внутри дома, где у них меньше возможностей для активного общения и движения, что также может замедлить развитие речи.       

Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов (3,5 и 7 лет) выполнить определенные упражнения.
Результаты стали следующими: 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний — едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад. По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев, сегодня возрастные нормы для ходьбы — 12-15 месяцев. Учитывая, что разница на самом деле всего в одном поколении, можно говорить об огромном откате в функциональном развитии. Однако такой фактор как «контейнеризация детей» кажется одной из ключевых и очевидных причин этого процесса. Термин «контейнеризация младенцев» означает «помещение ребенка в детские коляски, автомобильные кресла, стулья для кормления, манежи на несколько часов подряд». Двигательная активность стимулирует мозговую деятельность, которая касается телесного ориентирования в пространстве, работы мышц, синхронизации тактильных и зрительных ощущений. Детские приспособления дают удобство и безопасность, но их постоянное и неограниченное использование очевидно вносит свою печальную лепту в регресс новых поколений.

  1. Большое количество игрушек. Иронично, но обилие игрушек может ограничивать креативность ребенка и уменьшать его мотивацию к общению. Ребенок может начать выбирать игры с игрушками, а не с людьми. С игрушками общаться/говорить не надо, следовательно, речь опять западает. 

  2. Обилие гаджетов. Гаджеты, включая телевизоры, планшеты и смартфоны, могут заменить активные игры и общение, что может негативно сказаться на развитии речи ребенка. У детей, которые много смотрят мультфильмы, часто играют в игры на телефоне или постоянно взаимодействуют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная ‒ активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической.

Английский логопед Салли Уорд провела десятилетнее исследование, которое показало, что у 20% детей в возрасте девяти месяцев уже обнаруживалось запаздывание развития, если нянькой им служил телевизор. Большинство из них к трем годам отставали в своем речевом развитии на целый год.                 

Педиатр Дженни Радески из Бостонского университета утверждает, что активное использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать), навыков общения и совместного решения проблем. Дети, которых успокаивают с помощью электронных устройств, не могут в дальнейшем управлять своими эмоциями.

Проведенный опрос 57% населения Германии позволил известному исследователю социальных тенденций Хорсту Опашовски сделать вывод, что новые мультимедийные возможности – это одиночество с машиной, а не прогресс в области коммуникации.

  1. Много протертой пищи. Если ребенок постоянно ест только протертую пищу, его артикуляционный аппарат может не развиваться должным образом, что тоже может вызвать задержку речи. К тому же, когда родители кормят детей до 3 лет, они лишают их опыта самостоятельного приема пищи, что также может влиять на развитие речи. Если в рацион ребенка не вводить продукты твёрдой консистенции, то у ребёнка не будут развиваться жевательные навыки, не будет стимулироваться мышечный тонус языка и щёк. А даже если он и был хорошо сформирован, но вы пересадили ребёнка на рацион с протёртой пищей, то все навыки качественной и понятной речи могут быстро улетучиться.    

  2. Соска-пустышка в жизни ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, в пустышках не нуждаются. Важно понимать, что механизм захвата груди и пустышки разный. Поэтому первая причина, по которой ученые против пустышки, состоит в том, что пустышка может стать причиной отказа от груди. Что касается психологических аспектов, то мнение, что от пустышки ребёнок становится спокойней – это миф. Ребёнок становится спокойней, но лишь до тех пор, пока пустышка не выпала из-за рта. Также помним про сложный период отучения ребёнка от пустышки. Зачем специально приучать к пустышке, чтобы потом испытывать психологические проблемы с отучением?! Длительное сосание ребёнком пустышки может быть причиной формирования неправильного прикуса. А неправильный прикус будет способствовать возникновению проблем с дефектами речи, особенно шипящих и свистящих звуков. Неправильный прикус исправить очень непросто. Что касается зубов, то они страдают из-за того, что на любой пустышке очень много микробов. И с пустышки они попадают на зубы, а затем и в ЖКТ ребёнка. Стоматологами давно доказан факт, что зубы у детей, выросших без пустышек, гораздо лучше. Что касается речи, то она, однозначно, развивается хуже, когда у ребёнка пустышка во рту. Так как ребёнку некогда говорить, он занят пустышкой. Поэтому пустышка – один из основных врагов логопеда! 

  3. Длительное использование подгузника. Подгузник – это очень удобно для родителей, но не для ребенка. С точки зрения психологии длительное использование подгузника не позволяет ребенку сформировать правильные блоки, что после дискомфорта всегда наступает комфорт. Ребенок описился/намочил штанишки (мокро – дискомфорт), потом мама штанишки поменяла (комфорт). И так происходит много и много раз. И ребенок понимает, что в жизни всегда после дискомфорта (проблем) наступает комфорт (хорошая полоса). Так ребенок становится оптимистом по жизни. Ну, и конечно, это отличный повод для общения между малышом и мамой. Так изо дня в день развивается речь. Но только если ребенок живет без подгузника. А если ребенок в подгузнике, то общаться и не надо – всегда комфорт, но это не правильный комфорт, затянутый. 

  4. Неправильный распорядок дня. Психологи исследовали 11 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет и обнаружили влияние суточного режима на формирование когнитивных функций мозга. Те дети, которым родители разрешали прыгать по комнате после полуночи, как правило, отличаются заметно худшими способностями к чтению, математике и даже базовыми навыками движения. Эта закономерность наблюдалась независимо от пола ребёнка. Исследователи отмечают, что трехлетний возраст особенно критичен для правильного развития мозга. 

  5. Слишком активная или пассивная мама. Мамы не должно быть слишком много в жизни ребенка. Такие мамы не дают ребенку и слова сказать, понимают все желания ребенка до первого звука. В таких условиях, ребенку говорить и не надо учиться, мама его прекрасно понимает без слов.   Слишком пассивая мама – обратная сторона медали. 

Важно понимать, что ни один специалист по стимуляции речи не сможет добиться успеха без активного участия родителей. Мама - главное звено в этом процессе. Если вы заметили у своего ребенка задержку в развитии речи, не стоит ждать, что он самостоятельно начнет говорить. Обратитесь к опытным логопедам, которые помогут вам создать развивающую среду, способствующую стимуляции речи вашего ребенка.

Например, в нашей онлайн-школе есть логопеды, специализирующиеся на запуске речи у детей с 2 лет. При этом они запускают речь дистанционно, проводя онлайн-консультации с родителями. На данных консультациях логопед проводит диагностику ребёнка и даёт родителям пошаговые инструкции по развитию речи у малыша. Родители выполняют задания с ребёнком (всё проходит в игровой форме), записывают на видео результаты и отправляют логопеду. Таким образом, осуществляется взаимодействие между специалистом по запуску речи и ребёнком через родителей. И это всегда приносит хорошие результаты. У нас есть большой опыт в данном направлении и много положительных отзывов от довольных родителей, чьи дети заговорили. Записаться на пробное бесплатное занятие с логопедом можно по ссылке: https://skoroshkola.ru/shop/uslugi/logoped-defektolog-onlain

Нравится Не нравится