←10 основных социальных причин задержки речи у детей и что делать родителям?
В наши дни все больше родителей сталкиваются с проблемой задержки речи у своих детей. Многие дети не начинают говорить до 3-5 лет, что некоторые родители ошибочно считают нормой, уверенные, что со временем ребенок сам начнет говорить. В современных условиях большинству детей необходима специальная помощь в стимуляции речи.
Мы рассмотрим социальные причины этого явления и пути его решения. Если ребенок не говорит в 2 года, и у него в речи нет простых предложений, то родители должны понимать, что это серьезная проблема. Ждать и верить в то, что ребенок заговорит в три, четыре, пять лет – это только упускать время для оказания помощи малышу. Бездействие или неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после шести лет уже невозможно исправить.
10 основных социальных причин задержки речи
-
Плохая экология и продукты питания. Современные условия жизни, включая загрязнение окружающей среды и продукты питания с высоким содержанием химических добавок, негативно влияют на развитие ребенка, включая развитие речи.
-
Отсутствие больших семей и коллективизма. Раньше дети часто росли в больших семьях, окруженные множеством родственников и друзей, что способствовало активному общению и развитию речи. Сегодня многие дети растут в маленьких семьях, в относительной изоляции от большого количества людей. Чаще всего общение ребенка ограничивается общением с мамой, а этого очень мало для полноценного развития речи.
-
Отсутствие дворовых игр и движения. Современные дети проводят меньше времени на улице, играя в активные игры и общаясь с другими детьми. Вместо этого они часто остаются внутри дома, где у них меньше возможностей для активного общения и движения, что также может замедлить развитие речи.
Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов (3,5 и 7 лет) выполнить определенные упражнения.
Результаты стали следующими: 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний — едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад. По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев, сегодня возрастные нормы для ходьбы — 12-15 месяцев. Учитывая, что разница на самом деле всего в одном поколении, можно говорить об огромном откате в функциональном развитии. Однако такой фактор как «контейнеризация детей» кажется одной из ключевых и очевидных причин этого процесса. Термин «контейнеризация младенцев» означает «помещение ребенка в детские коляски, автомобильные кресла, стулья для кормления, манежи на несколько часов подряд». Двигательная активность стимулирует мозговую деятельность, которая касается телесного ориентирования в пространстве, работы мышц, синхронизации тактильных и зрительных ощущений. Детские приспособления дают удобство и безопасность, но их постоянное и неограниченное использование очевидно вносит свою печальную лепту в регресс новых поколений.
-
Большое количество игрушек. Иронично, но обилие игрушек может ограничивать креативность ребенка и уменьшать его мотивацию к общению. Ребенок может начать выбирать игры с игрушками, а не с людьми. С игрушками общаться/говорить не надо, следовательно, речь опять западает.
-
Обилие гаджетов. Гаджеты, включая телевизоры, планшеты и смартфоны, могут заменить активные игры и общение, что может негативно сказаться на развитии речи ребенка. У детей, которые много смотрят мультфильмы, часто играют в игры на телефоне или постоянно взаимодействуют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная ‒ активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической.
Английский логопед Салли Уорд провела десятилетнее исследование, которое показало, что у 20% детей в возрасте девяти месяцев уже обнаруживалось запаздывание развития, если нянькой им служил телевизор. Большинство из них к трем годам отставали в своем речевом развитии на целый год.
Педиатр Дженни Радески из Бостонского университета утверждает, что активное использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать), навыков общения и совместного решения проблем. Дети, которых успокаивают с помощью электронных устройств, не могут в дальнейшем управлять своими эмоциями.
Проведенный опрос 57% населения Германии позволил известному исследователю социальных тенденций Хорсту Опашовски сделать вывод, что новые мультимедийные возможности – это одиночество с машиной, а не прогресс в области коммуникации.
-
Много протертой пищи. Если ребенок постоянно ест только протертую пищу, его артикуляционный аппарат может не развиваться должным образом, что тоже может вызвать задержку речи. К тому же, когда родители кормят детей до 3 лет, они лишают их опыта самостоятельного приема пищи, что также может влиять на развитие речи. Если в рацион ребенка не вводить продукты твёрдой консистенции, то у ребёнка не будут развиваться жевательные навыки, не будет стимулироваться мышечный тонус языка и щёк. А даже если он и был хорошо сформирован, но вы пересадили ребёнка на рацион с протёртой пищей, то все навыки качественной и понятной речи могут быстро улетучиться.
-
Соска-пустышка в жизни ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, в пустышках не нуждаются. Важно понимать, что механизм захвата груди и пустышки разный. Поэтому первая причина, по которой ученые против пустышки, состоит в том, что пустышка может стать причиной отказа от груди. Что касается психологических аспектов, то мнение, что от пустышки ребёнок становится спокойней – это миф. Ребёнок становится спокойней, но лишь до тех пор, пока пустышка не выпала из-за рта. Также помним про сложный период отучения ребёнка от пустышки. Зачем специально приучать к пустышке, чтобы потом испытывать психологические проблемы с отучением?! Длительное сосание ребёнком пустышки может быть причиной формирования неправильного прикуса. А неправильный прикус будет способствовать возникновению проблем с дефектами речи, особенно шипящих и свистящих звуков. Неправильный прикус исправить очень непросто. Что касается зубов, то они страдают из-за того, что на любой пустышке очень много микробов. И с пустышки они попадают на зубы, а затем и в ЖКТ ребёнка. Стоматологами давно доказан факт, что зубы у детей, выросших без пустышек, гораздо лучше. Что касается речи, то она, однозначно, развивается хуже, когда у ребёнка пустышка во рту. Так как ребёнку некогда говорить, он занят пустышкой. Поэтому пустышка – один из основных врагов логопеда!
-
Длительное использование подгузника. Подгузник – это очень удобно для родителей, но не для ребенка. С точки зрения психологии длительное использование подгузника не позволяет ребенку сформировать правильные блоки, что после дискомфорта всегда наступает комфорт. Ребенок описился/намочил штанишки (мокро – дискомфорт), потом мама штанишки поменяла (комфорт). И так происходит много и много раз. И ребенок понимает, что в жизни всегда после дискомфорта (проблем) наступает комфорт (хорошая полоса). Так ребенок становится оптимистом по жизни. Ну, и конечно, это отличный повод для общения между малышом и мамой. Так изо дня в день развивается речь. Но только если ребенок живет без подгузника. А если ребенок в подгузнике, то общаться и не надо – всегда комфорт, но это не правильный комфорт, затянутый.
-
Неправильный распорядок дня. Психологи исследовали 11 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет и обнаружили влияние суточного режима на формирование когнитивных функций мозга. Те дети, которым родители разрешали прыгать по комнате после полуночи, как правило, отличаются заметно худшими способностями к чтению, математике и даже базовыми навыками движения. Эта закономерность наблюдалась независимо от пола ребёнка. Исследователи отмечают, что трехлетний возраст особенно критичен для правильного развития мозга.
-
Слишком активная или пассивная мама. Мамы не должно быть слишком много в жизни ребенка. Такие мамы не дают ребенку и слова сказать, понимают все желания ребенка до первого звука. В таких условиях, ребенку говорить и не надо учиться, мама его прекрасно понимает без слов. Слишком пассивая мама – обратная сторона медали.
Важно понимать, что ни один специалист по стимуляции речи не сможет добиться успеха без активного участия родителей. Мама - главное звено в этом процессе. Если вы заметили у своего ребенка задержку в развитии речи, не стоит ждать, что он самостоятельно начнет говорить. Обратитесь к опытным логопедам, которые помогут вам создать развивающую среду, способствующую стимуляции речи вашего ребенка.
Например, в нашей онлайн-школе есть логопеды, специализирующиеся на запуске речи у детей с 2 лет. При этом они запускают речь дистанционно, проводя онлайн-консультации с родителями. На данных консультациях логопед проводит диагностику ребёнка и даёт родителям пошаговые инструкции по развитию речи у малыша. Родители выполняют задания с ребёнком (всё проходит в игровой форме), записывают на видео результаты и отправляют логопеду. Таким образом, осуществляется взаимодействие между специалистом по запуску речи и ребёнком через родителей. И это всегда приносит хорошие результаты. У нас есть большой опыт в данном направлении и много положительных отзывов от довольных родителей, чьи дети заговорили. Записаться на пробное бесплатное занятие с логопедом можно по ссылке: https://skoroshkola.ru/shop/uslugi/logoped-defektolog-onlain