Вверх
>>

Про образование нового времени из уст великих педагогов современности

ИЗ ЦИКЛА БЕСЕД ВЕЛИКОГО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА (про дистанционное и семейное образование, про гаджеты и талант)
Шалва Александрович Амонашвили — кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, заведующий лабораторией гуманной педагогики в МГПУ, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики, дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования.

шалва александрович амонашвили

"Ребёнок – это пришелец с Небес. Вы родили ребенка, думаете, что он ваш личный, а ведь ребёнок – это существо Вселенной. И задача родителя – снарядить его такими знаниями, чтобы он проявил на Земле все свои таланты. Если мы хотим воспитывать ребёнка, то, в первую очередь, мы должны лишить себя раздражения. Шалите с детьми, помогайте им во всём, не предавайте и давайте им право выбора.

Мы оказались в сложном положении в связи с коронавирусом, но современная техника – это для нас спасение. Мы должны применить эту технику во благо. Плюсы: мы можем продолжить заниматься с детьми, несмотря на самоизоляцию; мы можем увидеть и оценить работу педагогов. Необходимо черпать из любой ситуации возможности.

Если в школе хороший учитель, то я всегда поддерживаю учёбу в школе, ибо школа – это целый мир, а не только уроки. Но если учитель не очень компетентен и созвучия с ребёнком не сложилось, то тогда можно перевести ребёнка на семейное обучение. Но заниматься с одним ребёнком крайне сложно. Лучше, чтобы рядом учились несколько детей (мини-класс). Собирайте детей соседей и друзей. И помните, что у хорошего педагога дети являются соучастниками и сотворцами уроков.

У детей нет силы воли, чтобы отказаться от гаджетов. Полностью лишая ребёнка гаджетов, вы его ограничиваете и не даёте возможности подружиться с техникой. Техника – это с одной стороны огромное благо, но с другой стороны она одурманивает человека. Надо просто с ребёнком сразу договариваться о количестве времени, проведённом с гаджетом, и учить детей культуре общения с гаджетами.

Если ребёнок талантлив в чём-либо, но он не хочет заниматься, то просто смените педагога".


ИЗ ЦИКЛА БЕСЕД ВЕЛИКОГО СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА (школьное образование сильно устарело, что пора менять?)

Михаил Семёнович Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени. Его лекции и выступления надо слушать и слышать всем сердцем.

михаил семенович казиник
"Советская школа была хороша в свои годы, но произошли изменения невиданного масштаба. Интернет внёс свои коррективы. Сейчас ребёнок с помощью интернета может побывать на вершине горы Эверест, посмотреть на гору из космоса и через мгновение очутиться возле ее подножья. Ребёнок за 15 минут может собрать интереснейшую информацию об Эвересте, начиная от всех экспедиций и заканчивая Рерихом. А в школьных учебниках этого нет, и на уроках тоже.

Современным детям нельзя сразу донести как данность, что, например, Людвиг ван Бетховен великий композитор. Если вы так им скажите, что они в ответ назовут много современных певцов и музыкантов, которые, по их мнению, великие. Надо преподносить информацию детям так, чтобы они сами открыли величие таланта человека. Дети должны быть соучастниками и сотворцами уроков.

Школьные предметы не связаны друг с другом. На уроке истории дети проходят Древний Египет, на уроке географии изучают Австралию, а на уроке литературы учат стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино». И что остается в голове у детей? Конечно, путаница, потому что в таком обучении отсутствуют взаимосвязи. А ведь можно преподавать по-другому! Это называется комплексно-волновым уроком, в котором есть связь всего и со всем, и нет ничего оторванного и ненужного. Например, урок географии, где начинаем изучать Данию. И сразу начинаем с интересного – любой житель Дании может добраться на велосипеде до моря за 30 минут. Смотрим с детьми на глобус или карту, чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию. Переходим к тому, что подарила Дания миру. Дания подарила миру великого сказочника - Ханса Кристиана Андерсена. И незаметно начинается урок литературы. Мы вспоминаем произведения, написанные сказочником. Делаем вывод, что часто у его сказок был печальный конец. Рассказывается биография Ханса Кристиана Андерсена и история его безответной любови, которая повлияла на его сказки. И начинаем делать аппликации (урок труда), потому что писатель их очень любил и черпал в них своё вдохновение. Домашнее задание – сочинить свою сказку. Чувствуется разница?"

ИЗ ЦИКЛА БЕСЕД ОТ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА ТРИЗ (про ТРИЗ, школьное образование и жизнь)
Анатолий Александрович Гин — специалист по ТРИЗ, мастер ТРИЗ, педагог. Автор более 20 бумажных изданий, редактор более 30 книг для педагогов и детей. Книги А.А. Гина изданы в 13 странах мира и пользуются большой популярностью.

анатолий александрович гин
"На первом месте в мире по востребованности является следующая компетенция – умение решать сложные задачи. Посмотрите, какое сейчас непростое время?! Один день для меня был очень показательным. В Facebook увидел следующий пост, который набрал миллионы лайков: «COVID и смерти от него, карантин и маски по всему миру, митинги, военные учения НАТО у границ России, Фургал, Хабаровск, Беларусь, отравление Навального, Ефремов. Люди!!! Я ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК И МОЙ МОЗГ УЖЕ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ! Я просто хочу спокойно жить, работать и любить своих детей». И в этот же день мне позвонил мой друг и коллега-специалист по ТРИЗ и во время разговора он мне признался, что сейчас, именно в это непростое время, ему очень интересно жить. Поэтому развивайте в детях креативность, творческим людям жить всегда интересно при любых ситуациях вокруг!

ТРИЗ — это педагогическое направление, которое основано на Теории решения изобретательских задач. ТРИЗ-педагогика ставит своими целями формирование продуктивного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Современная школа – это фабрика, а сейчас другое время – надо развивать в детях творчество и креативность. Умение видеть задачи вокруг себя. В школе же все задачи закрытого типа только с одним правильным решением, а в жизни – все задачи открытые. Я бы даже сказал, что вся наша жизнь – это одна большая открытая задача. Например, задача – поиск жениха или поиск работы. И здесь нет единственного и верного решения.

Пример из жизни. Завзятый троечник и нарушитель дисциплины Коля произвел на меня впечатление довольно смышлёного парня. После очередного конфликта с учительницей веду с ним разговор. «А за что мне ее уважать? Она 5 лет в своем институте зубрила этот учебник, и у нее есть книжка с ответами, а у меня нет. Дайте мне книжку с ответами – и я такой же умный буду…» — сказал мне Коля. Много сейчас пишут о том, как плохо учились в школе Эйнштейн, Менделеев, Бродский – это из той же оперы. Просто это были дети со свободным и открытым мышлением и они не вписывались в школу-фабрику. Как и не вписывается сейчас Коля…"

Нравится Не нравится