←Нормы появления звуков у детей
«А почему я должна это знать? Я не врач и не педагог, а просто мама» — вот так говорят многие современные мамы, когда наши логопеды находят отклонения в речевом развитии их детей и уточняют, где мамы были раньше и почему не били тревогу? Ответ таких мам выглядит в сегодняшних реалиях как минимум странно, так как мы живем в цифровую эпоху — эпоху изобилия информации. Забиваешь вопрос в интернете, и уже через секунду можно найти ответ. И, конечно, любой маме полезно читать научные книги о том, как развивается ребенок в первые годы жизни, потому что при любых отклонениях в развитии важна своевременная помощь.
Речь – важный показатель развития интеллекта ребенка. Без речи нельзя овладеть ничем, ни одной наукой, никаким знанием. Поэтому ниже мы приводим информацию о норме появления звуков у детей.
1-12 месяцев
В этот период ребенок сначала начинает гулить, а потом лепетать. Это отличная подготовка речевого аппарата к появлению осознанной речи. Старайтесь почаще общаться с малышом, читайте ему стишки, потешки и прибаутки.
1-2 года
Появляются первые слова, которые так радуют родителей. Малыш уже хорошо произносит звуки [а], [о], [э], [п], [б], [м]. Они наиболее легко осваиваются ребенком, так что неудивительно, что кроха в первую очередь приведет родителей в восторг словами «мама» и «папа».
2-3 года
Если у малыша нет проблем со слухом и интеллектом, в этот период он с легкостью научится произносить звуки [и], [ы], [у], [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [й]. Одна из особенностей речи двух-трехлетнего ребенка — смягчение согласных. Например, «сяпка» вместо «шапка», «миська» вместо «мишка». А теперь важная информация: родители должны знать, что, если ребенок не говорит в 2 года, то у него есть отклонения в речевом развитии. Необходимо провести исследование, чтобы выявить причину отставания и вовремя начать лечение и коррекционные занятия.
3-4 года
Самый активный период освоения речи. С невероятной скоростью растет словарный запас, ребенок быстро запоминает стихи и несложные песенки, осваивает новые звуки. Совершенствуется произношение звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Помочь ребенку можно с помощью простых игр. Например, предложите ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [ш] и отчетливо произносите разные слова, стараясь, чтобы в половине из них был требуемый звук.
4-5 лет
Заканчивается освоение речи. В норме ребенок уже хорошо произносит трудные шипящие и свистящие звуки. К пяти годам ребенок должен произносить звуки [л] и [р]. Важно обращать внимание, чтобы звук [р] был не горловым. К шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка.
Самая частая ошибка родителей — не обращать внимание на речевые проблемы у детей. Многие считают, что дети их «перерастут», однако это неверно. Более того, если тянуть с визитом к логопеду, неправильное произношение закрепляется в речи, и в дальнейшем потребуется значительно больше времени и усилий, чтобы исправить ситуацию. А некоторые ситуации исправить будет уже невозможно!
Также хотим обратить ваше внимание на то, что нарушенное звукопроизношение к школьному возрасту может стать причиной следующих проблем у вашего ребенка:
- Возникновение комплексов
- Заниженная самооценка
- Затрудненное общение с ровесниками
- Сложности в школьном обучении
- Формирование негативных личностных черт
Чтобы всего этого избежать, необходимо вовремя обращаться за консультациями к логопедам. Например, у нас в «СкороШколе» есть опытные логопеды, работающие дистанционно по zoom. Первое пробное занятие с логопедом – бесплатно. В дальнейшем – цены довольно демократичные. Подробнее про наших логопедов здесь (https://skoroshkola.ru/shop/uslugi/logoped-defektolog-onlain/), в том числе можно сразу записаться на пробное занятие.