←Макаренко - один из лучших педагогов мира
В 1988 году Антон Семёнович Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира. Но сегодня он самый невостребованный педагог в России. Его нигде не цитируют, на него не ссылаются, его книги не пользуются спросом. Хотя за границей его система – эталон воспитания. Например, в Японии работы А.С. Макаренко переиздают массовыми тиражами, и их считают обязательной литературой для руководителей предприятий.
Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Затем наши специалисты ездят в Японию, получают там знания и привозят в Россию методики «мозгового штурма», «тимбилдинга», «повышения мотивации сотрудника». И все удивляются нововведениям, организовываются курсы и семинары, кто-то зарабатывает на этом миллионы рублей, даже не подозревая что привезли обратно наши родные советские наработки.
Антон Семёнович Макаренко разработал собственную систему воспитания детей. Ему удалось перевоспитать сложных подростков так, что они находились на самоуправлении, зарабатывали деньги своим трудом и даже отдавали часть полученных средств государству. Это было послевоенное время, когда появилось большое количество беспризорников и малолетних преступников, которые уже не могли сами приспособиться к нормальной жизни в обществе.
Таких детей отправляли в колонии поселения. Колония А.С. Макаренко насчитывала порядка 600 учеников. Но при этом ему удалось так наладить дисциплину, что ребята справлялись со всеми делами самостоятельно и не нуждались в большом количестве учителей.
Шесть методов воспитания Антона Семёновича Макаренко:
1. Коллектив
«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – утверждал Макаренко. Любое действие отдельного ученика, любая его удача должна расцениваться как удача в общем деле, а промах – как неудача на его фоне. Ученики находились в социуме и работали в команде, поддерживали и помогали друг другу.
Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье, поэтому в коллектив входили разновозрастные воспитанники. Происходила непрерывная передача опыта от старших к младшим, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. При таком подходе у старших возникает забота о младших и ответственность за них, развиваются качества будущего семьянина.
2. Трудовое воспитание
У воспитанников коммуны было реальное дело: обустроено натуральное хозяйство, организован быт, воспитанники получали за свою работу зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, которые обучались в ВУЗах, содержали театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы. В коммуне был построен завод, где воспитанниками производились электродрели, фотоаппараты «Лейка». Таким образом, в 16-20 лет воспитанники уже становились высококвалифицированными мастерами своего дела.
3. Самоуправление
При наличии здорового коллектива А.С. Макаренко считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Дети учились самостоятельности и ответственности. Главным органом самоуправления являлось общее собрание, на котором среди воспитанников избирались другие органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), решающий текущие вопросы, санкомиссия, хозкомиссия и так далее. Педагоги не могли отменить решения общего собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.
Согласно системе Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
4. Перспективы
Одним из важнейших объектов работы воспитателей являлось определение вместе с детьми перспектив жизни – того, что будет результатом их деятельности. Перспективы могли быть близкими, средними и дальними. Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста: кино, концерты, прогулки и экскурсии. Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, отодвинутое во времени: праздники, летний отдых, окончание и начало учебного года. Далекая перспектива — это будущее всего учреждения. Если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную работу.
У воспитанников Макаренко были далекие перспективы – личные (усердно учиться, чтобы потом попасть на рабфак) и общие (иметь процветающее хозяйство, чтобы лучше питаться и одеваться). А.С. Макаренко умел ставить для своих воспитанников амбициозные цели, чтобы всегда идти вперед, и чтобы не было внутри коллектива застоя.
5. Традиции
В коллективе обязательно должны складываться традиции, которые закрепляют все ценное в его опыте и определяют самобытность. Традиций в детском коллективе Макаренко было много, «просто сотни», и даже он не знал их всех, зато их знали ребята и передавали от старших к младшим. Например, одной из таких традиций было избрание на должность дежурного члена санитарной комиссии самой педантичной девочки-чистюли, так как именно такой человек мог лучше всех следить за чистотой воспитанников и помещений.
6. Эстетика
«Детский коллектив должен жить красиво». Что здесь имеет в виду Макаренко? Во-первых, красоту внешнюю: эстетику костюма, комнаты, рабочего места, а, во-вторых, красоту поведения. Не только воспитанникам, но и учителям важно следить за своим внешним видом: прической, костюмом, чистотой рук, соблюдением норм этикета. Макаренко вспоминал, что даже тогда, когда его коллектив был бедным на раннем этапе, первым делом была построена оранжерея и выращивались розы и хризантемы — так решили сами воспитанники. Макаренко не допускал к уроку неряшливо одетого педагога, поэтому учителя шли на работу в своих лучших костюмах.
Если подытожить все вышеперечисленное, то главный рецепт педагогики А.С. Макаренко — живите с детьми одной жизнью, одним коллективом. Работайте вместе, принимайте решения вместе, ставьте цели вместе.
Сейчас слишком часто родители пытаются делегировать воспитание: няням, тренеру, руководителю кружков. Не удивляйтесь в этом случае, что вы с ребенком — чужие друг другу люди, и «воспитывать» его у вас совершенно не получается. Или есть другая крайность, когда родители создают «культ» ребенка. В этом случае растет потребитель. Для него родители становятся не примером, а чем-то средним между обслуживающим персоналом и тюремным надзирателем. Или вспомним современные детские дома, где главная задача сейчас — накормить, а «эксплуатация детского труда» осуждается. В результате ребенок завален подарками и перекормлен, но он не умеет жить один, управлять своей жизнью и хоть как-то организовывать ее сам, без «указания свыше». Поэтому, вырвавшись на свободу, он пускается во все тяжкие.
Главный лозунг колонии имени Горького — «Не пищать!» — расшифровывается примерно так: «Ты взрослый человек, не ной, а неси ответственность за свои поступки». К сожалению, современные дети именно «пищащие дети»: ноющие, торгующиеся за домашние задания или оценку.
Помните, что главное, что есть у вашего ребенка, – это его душа, которая должна раскрыться в этой жизни подобно цветку. Заиграть красками неповторимого индивидуального разнообразия своей личности. Постарайтесь создать все условия для ее роста, цветения и плодоношения. А для этого пусть вашей настольной книгой станет «Педагогическая поэма» Антона Семёновича Макаренко. Поверьте, она читается на одном дыхании и в ней кладезь бесценных знаний!