←Минусы ментальной арифметики
Осторожно! Ментальная арифметика.
Ментальная арифметика стала модной. Это произошло неожиданно, буквально после цикла телевизионных передач, в которых дети демонстрировали невероятную скорость вычисления примеров. Многие родители сразу захотели, чтобы их дети тоже показывали чудеса устного счёта. А при растущем спросе, растет и предложение. И кружки с ментальной арифметикой стали открываться в каждом городе, как грибы после дождя. Но давайте разберёмся, есть ли достоверные исследования, подтверждающие, что занятия ментальной арифметикой действительно сделают из детей вундеркиндов?
Согласно научному исследованию, проведенному в США в 2017 году (ссылка на исследование), не было найдено доказательств того, что одного года обучения ментальной арифметике детей было достаточно, чтобы привести к видимым измеримым изменениям у детей. Выдержка из исследования: «Опираясь на больший размер выборки, чем в предыдущих исследованиях, мы обнаружили, что учащиеся, с которыми проводили занятия ментальной арифметикой, не продемонстрировали улучшения памяти, а некоторые даже не смогли за год обучения освоить данный метод».
Как происходит обучение ментальной арифметикой?
- Сначала детей учат считать с помощью специальных китайских счетов – абакус. Они похожи на наши старые счёты, но число костяшек на каждой спице не десять, а пять.
- Когда абакус освоен, детей начинают обучать считать с нарисованными счетами (воображаемый абакус). Так учеников учат представлять в уме эти счёты и пальцами передвигать воображаемые костяшки.
- Затем (это обычно уже третий год обучения) детей учат считать в уме.
Минусы ментальной арифметики
- Долго. Для того, чтобы были реально хорошие результаты, надо водить ребенка на обучение ментальной арифметике несколько лет.
- Дорого. Заниматься надо не менее одного раза в неделю, а цена за занятие обычно не менее 500 рублей.
- Бесполезно. Дети чисто механически заучивают алгоритмы быстрого счета без понимания того, что за всеми этими действиями стоит. По сути ментальная методика основывается на натаскивании, заучивании и дрессировке. После занятий ментальной арифметикой дети начинают хуже воспринимать школьный курс математики. Вот мнение школьного учителя: «Вместо того, чтобы вдумчиво прочитать задачу, попробовать ее нарисовать, ментальщики начинают сразу говорить ответы: 1254, 954… На вопрос о том, что это за числа, они ответить не могут. Быстро посчитали, сложили, умножили, но не поняли зачем». Поэтому многие преподаватели сходятся во мнении, что ментальная арифметика мешает развитию логики у детей и калечит свободное мышление.
- Временно. По отзывам родителей дети быстро забывают полученные навыки быстрого счета. Даже после года непрерывного обучения.
- Ущерб здоровью. Сверх-методики добавляют проблем ребенку: утомляемость, тревожность, различные заболевания. Ведь зачастую такие занятия идут взамен плавания, футбола, прогулок и простого общения со сверстниками.
Поэтому мы настоятельно не советуем водить детей на занятия ментальной арифметикой. Конечно, только если вы не мечтаете о том, чтобы ваш ребенок в будущем стал лучшим по профессии контролером-кассиром.